Ошибка выжившего

Ошибка выжившего

Вы замечали, что мы больше наблюдаем за успешными людьми/кейсами и пытаемся повторять?

Про этот парадокс мне рассказал один из моих дядь. Штука интересная
и, как мне кажется, может иметь отношение решению задач. Ключевое слово тут «кажется», чтобы мне не отвечать за свои слова.

Во время войны группа учёных билась за выживаемость самолётов. Они собрали данные о самолётах, которые ремонтировали после сражений, и составили карту основных повреждений.

Картинка из Википедии

Конечно же, нужно было как следует укрепить места, где было больше всего дырок — говорили они. И это задолго до Кэпа!

Но тут явился другой дядька и сказал: «Неа, братцы! За карту пятёрка, но она показывает, с какими повреждениями пилот ещё может приехать. Бронировать нужно места, на которых вы не нашли повреждений!»

Давсмыслий? А что, так можно было?

Я рассказал про ошибку выжившего другому дяде. Он вспомнил другой пример. Тоже подходит.

В общем, дельфины — это очень добрые и умные животные. И когда корабль тонет, они обязательно выталкивают потерпевших на берег. Вам это подтвердит каждый, кого дельфин вынес на берег. Кого не вынес — не расскажут, да и не рассказали бы, потому что не знали, что у дельфинов такой инстинкт. Они своих детёнышей поднимают над водой и носят. И барахтающегося человека выталкивают и несут. Неважно, в какую сторону. В сторону берега — нечасто. До самого берега — почти никогда, зато все об этом знают.

Остальные примерчики (тоже интересные) можно прочитать на страничке в Википедии

Теперь про решение задач. Мне кажется, что и те учёные, и Абрахам Вальд ставили перед собой одинаковую задачу — улучшить самолёты. Но «боль клиента» они видели по-разному. Для тех болью были повреждённые самолёты, для этого — обломки в поле и погибшие пилоты.

Поделиться
Отправить
Запинить
3 апреля   #знания   #клиенты
Популярное